bukddep

Целое море цветов: как «Зеленхоз» готовится к 8 марта

Как и из чего производят асфальт для бобруйских дорог

Как и из чего производят асфальт для бобруйских дорог

Так выглядит асфальтовый завод

Нынешнее лето войдет в историю не только своими погодными капризами.

Дороги — вот что отличает его от всех предыдущих лет. И если раньше к концу мая городские пути сообщения успевали приводить в относительный порядок, то ныне май что-то затянулся. Порядок есть только на основных магистралях, и то, как правило, транзитных. Периферия по-прежнему скачет на ямах и ухабах.

Свежеиспеченный асфальт может дожидаться укладки до двух часов

«Но у нас же есть асфальтовый завод», — нет-нет, да и подумают бобруйчане, вспоминая эпопею пятилетней давности с его приобретением. Год, не меньше, продлилась она, пока в октябре 2013‑го над въездом в Титовку не завился первый дымок: старый завод уступил место новому. Мы решили узнать, как работает объект, от которого зависит комфорт и безопасность всех участников дорожного движения.

Спасибо, что живой

Первая и главная новость, затеняющая собой все остальные — завод работает. С учетом многочисленных проблем — это уже большое достижение. А проблем было немало: от неполадок с оборудованием до отсутствия сырья. Последний такой случай наша газета описывала подробно. Если тезисно: щебень, вагоны, нехватка. Но и наличие ингредиентов не гарантирует наличия конечного продукта.

— Завод экспериментальный, — рассказывает старший мастер Андрей Шаститко. — Собран в украинском Кременчуге из комплектующих, выпущенных в России, Беларуси и странах Балтии.

Любая экспериментальная техника выходит из строя чуть чаще, чем конвейерная. И не важно, речь об автомобиле, навороченном мобильнике или таком вот заводе. Справедливость этой истины работникам БУКДДЭПа — а именно ему принадлежит завод — приходится проверять регулярно. В прошлом году, например, вышел из строя один из элементов системы управления. Цена вопроса — сумма с тремя нулями. И не в белорусских рублях.

Как и из чего производят асфальт для бобруйских дорог
Старший мастер Андрей Шаститко

Манна цвета дегтя

Еще одной проблемой технического свойства является высота — 21 метр. Это, говорит старший мастер, очень много. Не каждый автокран дотянется на высоту седьмого этажа. Но туда, куда не достает техника, дотягиваются руки.

Технология производства асфальта проста, как автобусный билет. Щебень, отсев (пыль и мелкие гранулы щебня), песок, битум — и все! Для производства тротуарного асфальта первый компонент можно исключить! Задал нужную программу — и вперед.

— В час такой завод может производить до 60 тонн асфальта, — продолжает Андрей Шаститко. — Это при условии сухого сырья. Сейчас, когда сырость, производительность снижается до 40 тонн.

Тонна асфальта стоит порядка 100 рублей

Но и такой не предельный показатель для завода — уже за счастье. Тем более что на минувшей неделе, когда мы здесь были, завод работал фактически на максимуме. Весь асфальт шел на ремонт проезжей части путепровода на улице Крылова. Два месяца дорога в этом месте провела без «верхней одежды».

— Достаточно ли компонентов, чтобы полностью закрыть проезжую часть новым асфальтом? — задаю вопрос старшему мастеру.

— При общем объеме сырья в 700 тонн, что у нас сейчас есть, хватит, чтобы сделать только одну полосу, — ответил Андрей Шаститко. — И то, в основе этих 700 тонн — местный песок. А нужно привезти еще битум из Новополоцка и щебень из Микашевичей. Не хватает подвижного состава, ждать приходится по две-три недели.

«Прогулки по воде»

Но наличие нового асфальта в нашем городе не гарантирует ровным счетом ничего. Дорожный ремонт и дождь у нас давно — как Чук и Гек. Мой собеседник соглашается, что лучше всего асфальтировать в сухую погоду. Ну где ж ее взять нынешним летом? Приходится выкручиваться. В смысле — выдувать воду из подготовленных для ремонта участков. Или ждать. Когда воды очень много.

— В кузове автомобиля свежий асфальт может находиться до двух часов, — поясняет Андрей Петрович, — максимум — образуется небольшая корка на поверхности.

Полиэтиленовой пленкой тоже не накроешь: температура в кузове самосвала почти 150 градусов. Есть, правда, специальный термостойкий брезент, но его на все грузовики не напасешься.

Как и из чего производят асфальт для бобруйских дорог
Долгожданный ремонт путепровода на ул. Крылова

Предприятие, на балансе которого находится завод — коммунальное. Соответственно, и конечная продукция редко выходит за пределы города. Бывало, конечно, что ее покупали соседние райцентры, но это, скорее, исключение. Есть примеры приобретения асфальта и частными лицами. Одна тонна со всеми наценками-надбавками стоит порядка 100 рублей. Но такие факты достаточно редки. Кроме собственно БУКДДЭПа, «коммунальный» асфальт используют Ленинское и Первомайское ЖКХ (для дворовых проездов), а также водоканал и два предприятия, отвечающие за подачу тепла. В подавляющем большинстве случаев для ремонта взорванного при раскопках покрытия. В этом году раскопок по городу особенно много. Это, кстати, еще одна особенность нынешнего лета.

 

Дороги Бобруйска: если ремонт – то только ямочный?

Бобруйские озеленители – лучшие в области

25 августа в Кличеве были подведены итоги V областного конкурса профессионального мастерства «Могилевский мастер-2017» по специальности «рабочий зеленого строительства».

В мероприятии приняли участие 18 команд, представлявших организации жилищно-коммунального хозяйства области. Как стало известно, цветочная композиция, выполненная руками работниц Бобруйского унитарного коммунального дочернего дорожно-эксплуатационного предприятия – Зинаиды Ивановой и Екатерины Метелицы, набрав максимальное количество баллов, стала лучшей. Зинаиде Михайловне и Екатерине Сергеевне вручили диплом и ценные призы за победу в конкурсе.