И снова призовое ПЕРВОЕ! место в конкурсе

Как и из чего производят асфальт для бобруйских дорог

Как и из чего производят асфальт для бобруйских дорог

Так выглядит асфальтовый завод

Нынешнее лето войдет в историю не только своими погодными капризами.

Дороги — вот что отличает его от всех предыдущих лет. И если раньше к концу мая городские пути сообщения успевали приводить в относительный порядок, то ныне май что-то затянулся. Порядок есть только на основных магистралях, и то, как правило, транзитных. Периферия по-прежнему скачет на ямах и ухабах.

Свежеиспеченный асфальт может дожидаться укладки до двух часов

«Но у нас же есть асфальтовый завод», — нет-нет, да и подумают бобруйчане, вспоминая эпопею пятилетней давности с его приобретением. Год, не меньше, продлилась она, пока в октябре 2013‑го над въездом в Титовку не завился первый дымок: старый завод уступил место новому. Мы решили узнать, как работает объект, от которого зависит комфорт и безопасность всех участников дорожного движения.

Спасибо, что живой

Первая и главная новость, затеняющая собой все остальные — завод работает. С учетом многочисленных проблем — это уже большое достижение. А проблем было немало: от неполадок с оборудованием до отсутствия сырья. Последний такой случай наша газета описывала подробно. Если тезисно: щебень, вагоны, нехватка. Но и наличие ингредиентов не гарантирует наличия конечного продукта.

— Завод экспериментальный, — рассказывает старший мастер Андрей Шаститко. — Собран в украинском Кременчуге из комплектующих, выпущенных в России, Беларуси и странах Балтии.

Любая экспериментальная техника выходит из строя чуть чаще, чем конвейерная. И не важно, речь об автомобиле, навороченном мобильнике или таком вот заводе. Справедливость этой истины работникам БУКДДЭПа — а именно ему принадлежит завод — приходится проверять регулярно. В прошлом году, например, вышел из строя один из элементов системы управления. Цена вопроса — сумма с тремя нулями. И не в белорусских рублях.

Как и из чего производят асфальт для бобруйских дорог
Старший мастер Андрей Шаститко

Манна цвета дегтя

Еще одной проблемой технического свойства является высота — 21 метр. Это, говорит старший мастер, очень много. Не каждый автокран дотянется на высоту седьмого этажа. Но туда, куда не достает техника, дотягиваются руки.

Технология производства асфальта проста, как автобусный билет. Щебень, отсев (пыль и мелкие гранулы щебня), песок, битум — и все! Для производства тротуарного асфальта первый компонент можно исключить! Задал нужную программу — и вперед.

— В час такой завод может производить до 60 тонн асфальта, — продолжает Андрей Шаститко. — Это при условии сухого сырья. Сейчас, когда сырость, производительность снижается до 40 тонн.

Тонна асфальта стоит порядка 100 рублей

Но и такой не предельный показатель для завода — уже за счастье. Тем более что на минувшей неделе, когда мы здесь были, завод работал фактически на максимуме. Весь асфальт шел на ремонт проезжей части путепровода на улице Крылова. Два месяца дорога в этом месте провела без «верхней одежды».

— Достаточно ли компонентов, чтобы полностью закрыть проезжую часть новым асфальтом? — задаю вопрос старшему мастеру.

— При общем объеме сырья в 700 тонн, что у нас сейчас есть, хватит, чтобы сделать только одну полосу, — ответил Андрей Шаститко. — И то, в основе этих 700 тонн — местный песок. А нужно привезти еще битум из Новополоцка и щебень из Микашевичей. Не хватает подвижного состава, ждать приходится по две-три недели.

«Прогулки по воде»

Но наличие нового асфальта в нашем городе не гарантирует ровным счетом ничего. Дорожный ремонт и дождь у нас давно — как Чук и Гек. Мой собеседник соглашается, что лучше всего асфальтировать в сухую погоду. Ну где ж ее взять нынешним летом? Приходится выкручиваться. В смысле — выдувать воду из подготовленных для ремонта участков. Или ждать. Когда воды очень много.

— В кузове автомобиля свежий асфальт может находиться до двух часов, — поясняет Андрей Петрович, — максимум — образуется небольшая корка на поверхности.

Полиэтиленовой пленкой тоже не накроешь: температура в кузове самосвала почти 150 градусов. Есть, правда, специальный термостойкий брезент, но его на все грузовики не напасешься.

Как и из чего производят асфальт для бобруйских дорог
Долгожданный ремонт путепровода на ул. Крылова

Предприятие, на балансе которого находится завод — коммунальное. Соответственно, и конечная продукция редко выходит за пределы города. Бывало, конечно, что ее покупали соседние райцентры, но это, скорее, исключение. Есть примеры приобретения асфальта и частными лицами. Одна тонна со всеми наценками-надбавками стоит порядка 100 рублей. Но такие факты достаточно редки. Кроме собственно БУКДДЭПа, «коммунальный» асфальт используют Ленинское и Первомайское ЖКХ (для дворовых проездов), а также водоканал и два предприятия, отвечающие за подачу тепла. В подавляющем большинстве случаев для ремонта взорванного при раскопках покрытия. В этом году раскопок по городу особенно много. Это, кстати, еще одна особенность нынешнего лета.

 

Почему асфальт в Бобруйске разрушается быстрее, чем его ремонтируют

Дорожники обещали отремонтировать в апреле 17 улиц в Бобруйске, однако не уложились в срок. Дело в том, что бобруйские дороги строились много лет назад по нормам того времени, а автомобилей с каждым годом становится все больше. Поэтому старое покрытие не выдерживает возросшей нагрузки, а БУКДДЭП не успевает латать образующиеся ямы и трещины.

– Центральные улицы в городе отремонтированы неплохо, по ним вполне можно ездить. Над дорогами в микрорайонах, конечно, нужно еще работать. Спасает, пожалуй, то, что по ним не ездишь с большой скоростью. В шестом-седьмом микрорайонах, например, проехать бывает сложно: улицы Батова, Энергетиков просто убитые. Наверное, похожие проблемы есть и в других районах города, – поделился мнением Антон Хартанович, который много передвигается по городу на автомобиле.
В списке на ремонт в апреле были следующие улицы: Батова, Сикорского, Горького, проспект Строителей, улица Карла Маркса, Интернациональная, путепровод по улице Крылова и другие. В срок выполнить все не удалось. На 7 мая Сикорского сделана наполовину. К ремонту улиц Карла Маркса, Батова, путепровода по улице Крылова приступят в первой половине мая. Дорожное предприятие рассчитывает закончить текущий ремонт этих улиц до конца мая.

Чтобы отремонтировать дорогу действительно надолго, нужно практически сделать ее заново

«ВБ» поинтересовался у директора БУКДДЭП, с чем связан перенос планов и почему ямочный ремонт некоторых улиц делают каждый год.

Юрий Горбаков пояснил: по всем этим улицам был запланирован ямочный ремонт. Не везде его успели сделать потому, что люди загружены – да и с техникой нелады.

– К сожалению, технические проблемы всегда имели место. Фреза, которая необходима при ямочном ремонте дорог, работает медленно. Ее мощностей нам не хватает. Таких в Бобруйске всего три, у нас – одна, – добавил Юрий Михайлович. Сейчас предприятие планирует взять технику необходимой мощности в аренду.

53 960 автомобилей – по одному на каждого четвертого жителя – зарегистрировано в Бобруйске в 2018 году.

– Но новая техника не решит всех проблем. Дорожникам приходится трудиться и в выходные дни, потому что работы всегда хватает. Дело в том, что асфальт, который укладывали много лет назад, не выдерживает того количества автомобилей, которые сейчас по ним ездят. Именно поэтому некоторые улицы ремонтируются практически каждый год, – рассказал Юрий Горбаков.

На сроки выполнения ремонта влияет и погода. По словам директора дорожного предприятия, укладывать асфальт в дождь технологии позволяют, но ямочный ремонт делать при непогоде нельзя.
На вопрос, возможно ли сделать дорогу качественно и надолго, директор БУКДДЭП ответил:

– Чтобы дорога служила действительно долго, положенные 10 лет, ямочного ремонта недостаточно. Нужно полностью снять верхние слои дорожного покрытия, заменить основание из щебня, увеличив его толщину, и положить 2-3 слоя асфальта. А это равносильно тому, что заново сделать дорогу – крайне дорогостоящая процедура, которая потребует еще и времени. Именно поэтому сейчас деньги на это почти не выделяются.

В 2018 году, например, капитальный ремонт, включающий и установку новых бордюров, сделали только на улице Бахарова, от переезда рядом с «Красным пищевиком» до пересечения с Урицкого. Юрий Горбаков рассказал, что таким же образом заасфальтировали Урицкого, часть Пушкина и Минской в 2016 году, во время ремонта трассы М5. Он считает, что покрытие на этих улицах будет служить без ремонта еще лет шесть, не меньше.

«Ямочный ремонт – не панацея»

Начальник отдела технического надзора «Могилевоблавтодор» Павел Скребунов рассказал:

– Любой дорожник вам скажет, что ямочный ремонт дорог – это не панацея. По техническим нормативно-правовым актам дорожное покрытие должно ремонтироваться в среднем раз в десять лет. Но сейчас такой возможности, наверное, ни у кого нет.

По словам начальника отдела, именно из-за недостаточного финансирования улицы в городах ремонтируют «заплатками». Павел Павлович отмечает: ямочный ремонт обычно «держится» хорошо, год-два, не меньше. И делать его необходимо для поддержания дорог в удовлетворительном состоянии.

Эксперт добавил, что в случае с дорожным покрытием все зависит от качества асфальтобетона и того, что под ним.

– Если под асфальтом мостовая, то сколько слоев не клади, все равно будут трещины, – поясняет он.
И самое главное – это качество самого покрытия. Те дороги, которыми люди пользуются в городах, строились и проектировались несколько десятков лет назад. Тогда и автомобилей было меньше. Многие городские дороги просто не рассчитаны на такую нагрузку, считает эксперт.

Когда же отремонтируют путепровод?

Бобруйские озеленители – лучшие в области

25 августа в Кличеве были подведены итоги V областного конкурса профессионального мастерства «Могилевский мастер-2017» по специальности «рабочий зеленого строительства».

В мероприятии приняли участие 18 команд, представлявших организации жилищно-коммунального хозяйства области. Как стало известно, цветочная композиция, выполненная руками работниц Бобруйского унитарного коммунального дочернего дорожно-эксплуатационного предприятия – Зинаиды Ивановой и Екатерины Метелицы, набрав максимальное количество баллов, стала лучшей. Зинаиде Михайловне и Екатерине Сергеевне вручили диплом и ценные призы за победу в конкурсе.